Основные проблемы теплоснабжения в Республике Казахстан

Д.т.н. Б.К.Алияров, к.т.н. М.Б.Алиярова, ОАО «КазНИИ Энергетики»; 
к.т.н. О.К.Ерекеев, ОАО «Желдорводотеплоснабжение»

   В Казахстане с 1997 г. реализована жилищно-коммунальная реформа с переходом на полную оплату стоимости всех коммунальных услуг, с защитой малоимущих граждан выплатой жилищных субсидий (если стоимость коммунальных услуг превышает 30% от совокупного дохода, то величина, превышающая 30%, оплачивается бюджетом).

Реализация реформы сделала весьма актуальным определение реального тарифа. Можно сразу отметить, что затраты «монополистов» (таковыми являются практически все поставщики коммунальных услуг) подсчитываются достаточно точно. Однако для определения тарифа существенную роль играют истинные объемы потребленного товара (тепло, электричество, газ, вода и т.д.) и истинные технические потери. В инструкции Антимонопольного комитета «Об особом порядке формирования затрат...» и «О порядке введения тарифов и цен...» рекомендовано применять величины объемов, определяемые по прошлому кварталу или по прошлому сезону. Однако этот подход имеет некоторые «подводные камни». Например, для теплоснабжения, если прошлый сезон окажется холоднее текущего, то будет «наказан» поставщик, т.к. тариф окажется заниженным, если он окажется теплее, то будет «наказан» потребитель, т.к. тариф будет завышен.

С учетом уроков шести лет представляется целесообразным «разделить» тариф на две части:

«постоянные» затраты, не зависящие от объема производимой (отпускаемой) продукции, которые можно назвать «абонентская плата». Они будут весьма слабо меняться из года в год, или будут меняться прогнозируемо (переоценка стоимости имущества, изменение налоговых ставок и т.д.) и могут утверждаться раз в полгода или раз в год. Объемы для абонентской платы - это расчетные величины.

«переменные» затраты (топливо, электричество, вода и др.), которые определяются по итогам прошедшего месяца. Для этого в обязательном порядке потребуется утверждение «истинных» технических потерь [4, 5]. Можно отметить, что «истинные» технические потери также относительно слабо зависят от объема поставляемого тепла (если обсуждать теплоснабжение).

Таким образом, введение «абонентской платы» и утверждение «истинных» технических потерь заметно повышает достоверность утверждаемого тарифа.

В крупных городах вполне возможна подача тепла различным потребителям от разных источников, при заметно различающихся относительных потерях в тепловых сетях и при сжигании топлива с различной стоимостью. Это может привести к тому, что в одном и том же городе могут появиться потребители - «везунчики», которые будут получать «дешевое» тепло, и потребители - «неудачники», которые будут получать «дорогое» тепло. Одним из вариантов исключения этого нежелательного явления может быть образование «теплового» ПУЛа. В этом случае «тепловой» ПУЛ приобретает тепловую энергию от различных источников по ценам, утверждаемым регулирующим органом, и устанавливает единую «средневзвешенную» цену по городу. Если учитывать, что основную долю стоимости тепла составляет приобретение топлива, то вариантом «теплового» ПУЛа может быть образование «топливного» ПУЛа, который будет обеспечивать единую цену на топливо независимо от вида сжигаемого топлива.

В любом городе имеется жилье (также и общественные здания) с заметно различающейся тепло сохраняющей способностью (этажность, подъезность, год постройки, состояние и т.д.). Если гипотетически предположить, что все дома оснащены приборами учета тепла, то окажется, что за одну и ту же услугу -отопление, разные потребители будут оплачивать разную сумму. Если также учесть, что в «плохих» домах, как правило, живут «бедные», то окажется, что «бедные» должны платить больше. В связи с этим в ряде городов Казахстана введены единые нормы расхода тепла на отопление единицы площади независимо от типа и состояния здания. Это решение, хотя и обеспечивает определенную социальную «справедливость», а в противовес создает большие сложности для поставщиков, в зоне обслуживания которых окажется много «плохих» домов. Одним из вариантов преодоления этого явления может быть «возврат» к жилищным дотациям для поставщиков при сохранении жилищных субсидий для потребителей.

Отопление относится к тому виду коммунальных услуг, потребление которого практически не регулируется в связи с повсеместным отсутствием соответствующих устройств. Установка приборов учета тепла, которые могли бы выполнять и функции приборов регулирования, вряд ли примет массовый характер из-за высокой стоимости. Поэтому повсеместное развитие регулирования потребления тепла на отопление становится одной из основных задач поставщиков тепла. Для этого очевидно должны использоваться дешевые устройства и необходимо их установку сопровождать схемой стимулирования потребителей за использование регуляторов (вместо открывания окон, форточек и т.д.).

При переходе на полную оплату коммунальных услуг (в том числе и теплоснабжение) стоимость содержания жилья существенно возросла. Для исключения дальнейшего «утяжеления» высоких тарифов, расходы по развитию систем теплоснабжения, включая их капитальный ремонт, необходимо возложить на бюджеты разных уровней.

Подробное рассмотрение перечисленных ранее проблем и представляет собой дальнейшее развитие жилищно-коммунальной реформы в Казахстане.